Замещение маршруток и апгрейд электротранспорта

13.09.2018

В четверг, 13 сентября, в Агентстве региональных инициатив состоялся круглый стол на тему: «Процесс замены авто и электротранспорта в Запорожье». Встреча вызвала живой интерес региональных средств массовой информации и прошла в обстановке конструктивного диалога.

По словам начальника управления транспорта и связи Запорожского горсовета Александра Власюка, городские власти последовательно реализуют принятую в 2016 году программу обновления муниципального транспорта с постепенным замещением автобусов класс Б, т.е. маршруток, современными городскими автобусами средней и большой вместимости.

Для этих целей в 2017 году силами специалистов Запорожского национального технического университета было проведено полное пассажирообследование, после чего были разработаны 9 основных маршрутов и начата планомерная закупка больших автобусов. Сначала приобрели 10 автобусов, потом 35, сегодня в плане еще 50 единиц этой техники. При этом на старте кампании в Запорожье курсировали только четыре автобуса аналогичного класса – это МАЗы, работающие и сегодня на 38-м маршруте.

Повысив классность и комфортабельность пассажирских перевозок, город сразу же получил обратную связь в виде резкого снижения жалоб со стороны льготных категорий пассажиров на нарушение их прав частными перевозчиками. Оценив преимущества больших автобусов и отсутствие необходимости оспаривать свое право на льготный проезд, эти граждане с удовольствием отказались от маршруток.

Что немаловажно, для города эти перевозки являются убыточными, так как оценочная себестоимость одной поездки в таком автобусе сегодня составляет около 6 гривен, а для трамвая данный показатель равен примерно 5 грн. Несмотря на это, город осуществляет пассажирские перевозки по тарифам ниже себестоимости, ввиду очевидной социальной незащищенности наших льготников и низких доходов у большинства горожан. Дополнительным бременем на местный бюджет ложится необходимость практически в одиночку, без поддержки правительства, осуществлять льготный провоз граждан. Поэтому любые упреки в адрес муниципального транспорта сегодня можно считать, по меньшей мере, не этичными. Тем более, что даже конфликты, возникающие между пассажирами и водителями, управление транспорта и связи держит под своим контролем и строго взыскивает за это с перевозчиков. Подтверждением этому стало случившееся на днях с водителем маршрутки «помутнение», из-за которого он отказывался перевозить по льготной цене школьников. В ситуации полностью разобрались, отследили ее по видеорегистраторам, сообщил собравшимся Александр Власюк, на водителя наложено взыскание. Больше того, добавил он, сегодня профильному департаменту поручено разработать документ, которым будут предусмотрены меры, применяемые к водителям, превышающим свои полномочия.

Отдельное внимание в ходе разговора уделили проблеме подбора водителей для новых автобусов.

– Мы работаем в четком соответствии с КЗОТом, поэтому наши водители получают полный социальный пакет и высокую зарплату. Водитель первого класса в месяц зарабатывает порядка 13600 грн. При этом ему не приходится перерабатывать. Тем не менее, подобрать людей бывает непросто. И это касается не только требований к качеству работы, отношению к пассажирам, определенному дресс-коду, – рассказал Александр Власюк.

– Из 90 человек, которые пришли к нам в августе, – дополнил своего коллегу генеральный директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач, – только 30 дошли до медкомиссии. Это означает, что есть проблемы с подбором кадров, но мы их решаем.

Здесь важно пояснить, что парк современных МАЗов, которые по классу и качеству можно смело приравнять к MAN`ам, находится в управлении КП «Запорожэлектротранс». Для этого практически с нуля на базе троллейбусного парка на Восточной был создан автопарк, куда набрали механиков, других специалистов, создали необходимую инфраструктуру.

Так как электротранспорт является важной составляющей всего городского транспортного обеспечения, его работе и обновлению уделяется серьезное внимание, подчеркнул Юрий Папач. Несмотря на дороговизну, в плановом режиме производится замена контактных сетей и подстанций. При цене нового трамвая на уровне 20 млн. грн. ставка сделана на самостоятельную сборку вагонов, закупку бывших в употреблении качественных европейских трамваев, а также приобретение троллейбусов с запасом автономного хода и электробусов.

Так, в 2017 году на маршруты вышли 4 трамвая запорожской сборки, еще 24 вагона были приобретены для доводки их в городском депо. В настоящее время в Берлине закуплено 12 трамваев, первый из которых появится на запорожских улицах уже к 20 сентября.

– Это современные удобные вагоны большой вместимости, рассчитанные на 115 человек, в них полностью обеспечен комфорт и безопасность, как пассажиров, так и водителя, – подчеркнул Юрий Папач.

Что касается троллейбусов с запасом автономного хода, то наличие их позволит существенно изменить картину обеспечения города электротранспортом, открыв новые маршруты без прокладки дорогостоящей контактной сети. Такой троллейбус сможет, например, пересечь мост Преображенского, Хортицу, арочный мост, а на Правом берегу подсоединиться к электроснабжению и продолжить путь, скажем, по 3-му маршруту.

Огромным шагом вперед в транспортном обеспечении города, воздушный бассейн которого и без того загрязнен промышленными выбросами, можно считать намерение закупить 25 электробусов. Сегодня Запорожье, выиграв европейский транш в размере 16 млн. евро, может с уверенностью говорить о том, что в нашем городе одними из первых в Украине начнут курсировать экологически безвредные и экономичные электробусы.

В абсолютных цифрах для решения проблемы качественного транспортного обеспечения Запорожья необходимо 200 млн. грн. на монетизацию льгот и порядка 150-160 современных городских автобусов большой вместимости. Суммы, необходимые для закупки и модернизации электротранспорта не менее внушительные. Несмотря на это процесс идет уверенным темпом и есть твердая надежда, что к 2020 году Запорожье станет одним из лидеров страны по качеству городских пассажирских перевозок.